ИСТОРИЯ

Настоящие кружева ручной работы во все времена являлись предметом роскоши и были доступны только очень состоятельным слоям общества. Кружева приравнивались к предметам искусства, очень высоко ценились, а кружевоплетение было исключительно трудоемким процессом.
 
Искусные кружевницы в старину создавали Кружева с помощью иголки (безумно дорогое Венецианское кружево — Point de Venise, Брюссельское кружево, французское Алансон…), коклюшек (Брюггское, Вологодское, Елецкое, Вятское, Киришское…), челнока (Фриволите или Французское кружево, Малин, Шантильи, Брабант, Валансьен…) и, наконец, с помощью тончайшего крючка и иголки (Ирландское кружево).
 
В наш век стремительно развивающихся высоких технологий и автоматизированных производств, дешевые машинные кружева превратили Кружево из предмета искусства и роскоши в обычное механизированное украшение одежды.
Ян Вермеер «Кружевница» 1669, Лувр / Василий Торопин «Кружевница» 1823, Третьяковская Галерея
 
И игольное, и коклюшечное, и челночное кружево можно воссоздать в 21 веке машинным способом. Ирландское Кружево (ИК) пока не возможно повторить никаким самым современным оборудованием: объемную вязку тончайшим крючком и дальнейшую кропотливую сборку отдельных мотивов в изделие иголкой на манекене, добиваясь идеальной посадки и отсутствия швов. Создать такое Кружево может только рука мастера.Техника ИК была придумана в Ирландии во времена картофельного голода 1845-1851г, когда из-за гибели урожая картофеля люди были поставлены на грань выживания. Дочери франко-испанского дворянина и ирландки, Риего де Бланкардье, пришло на ум, как можно с помощью очень тонкого крючка получить превосходную вариацию модного и безумно дорогого Венецианского кружева, которое создавалось с помощью иглы.
 
Фрагмент кружева, который с помощью иглы требовал от кружевницы 200 часов работы, с помощью крючка мог быть связан всего за 20 часов и получался намного рельефнее и интереснее Венецианского, сохраняя тонкость и изящество линий прообраза.
Венецианское кружево — Point de Venise / Образцы из частной коллекции антиквариата Annora.
 
Техника ИК отличается от всех существующих техник кружевоплетения тем, что здесь возможно разделение труда мастеров: отдельно вяжутся тончайшим крючком мотивы, которые впоследствии соединяются иглой или еще более тонким крючком в изделие. Что бы спастись от голодной смерти, люди стали зарабатывать на хлеб кружевоплетением. Секреты вязания и схемы мотивов ревниво охранялись каждой семьей: конкуренция есть конкуренция! Каждый мастер специализировался на конкретном виде мотивов: цветы, листья, фантазийные мотивы или объемные элементы. Готовые мотивы относились в кружевные центры в ближайшем городе, и там наиболее опытные мастера собирали из них готовые изделия: воротники, манжеты, платья, пляжные зонтики..
Старинные фотографии состоятельных женщин в одежде полностью из ИК или с отделкой из ИК.
 
Кружевницы-сборщицы тоже специализировались по созданию разных «брид» (соединений) между мотивами: полотно собиралось иголкой или тончайшим крючком. В старинном ИК использовали более 20 вариантов сборки кружевного полотна и в каждом городе Ирландии предпочитали свои соединения. Наиболее узнаваемые для ИК — характерные узелки Clones (по названию города, где была придумана мастерами техника создания такого узелка — многократный поворот крючка вокруг своей оси вокруг рабочей нити).
Узелки Clones. Различные виды «брид» в ИК. Образцы из частной коллекции антиквариата Annora.
 
ИК охотно покупалось в Дублине, Лондоне, Париже, Риме, Нью- Йорке и Сан- Франциско. В 1900 г ИК проникает во Францию и начинает соперничать с наиболее красивыми игольными ручными кружевами.
 
Последствия второй мировой войны и производство дешевых машинных кружев казалось бы окончательно убили тонкое искусство Кружевоплетения, оставив настоящее ручное «светящееся» Кружево только в музеях старинной одежды на дорогих костюмах богатых людей того времени.
 
Но даже самая блестящая машинная имитация не может сравниться с настоящим «живым» произведением, выходящим из рук Кружевницы: как штампованные репродукции картины не в состоянии соперничать с оригиналом. Кружево ручной работы несет невероятную энергетику, как любое произведение искусства, созданное руками, в которое вложено столько сосредоточения и любви мастера.
 
Многие представительницы королевских семей на торжественных церемониях используют в элементах своих нарядов старинные ирландские кружева (отделка свадебного платья или фата). А дошедшие до нас образцы старинных кружевных платьев представляют музейный интерес, являясь примером высокого мастерства ручной работы.
The Metropolitan Museum of Art., Нью-Йорк, США. Национальный музей Киото (Киото, Япония). Sheelin Antique Irish Lace Museum, Северная Ирландия.
 
Сейчас на подиумах всего мира модели демонстрируют одежду, выполненную либо целиком из ИК, либо имеющую отделку из него. Из нововведений от современных дизайнеров можно назвать и цвет! Старинное антикварное ИК конца 19-го начала 20-го века было почти всегда белым, что было связано с традицией «белых платьев для чаепития».
Старинное платье ИК на съемках -«Коко Шанель» 2009, «Арсен Люпен» 2004.
 
Теперь на подиумах вы можете увидеть роскошный черный цвет и массу различных оттенков и полутонов любого цвета. В виду тонкости работы настоящего ИК, сейчас оно встречается в основном в кутюрных коллекциях, таких известных Модных домов как: Chanel, Kenzo, Oscar de la Renta, Jean Paul Gaultier, Alexander McQueen, Maurizio Galante, Yukiko Hanai, Elie Tahari.. Но эти вещи изготавливаются в единственном экземпляре и крайне редки.
Ирландское кружево в современных коллекциях от кутюр.
 
Изучив антикварные образцы кружева, мы воссоздали технологию ручного производства и создали уникальную коллекцию одежды из настоящего Ирландского Кружева для Вас!